Аффтар: М.Ю. Лермонтов
- Ты читала Лермонтова, "Мцыри"? - Очумела? Три часа ночи! - Ну, я на улицу вышла, посмотрела, у тебя окно светится... - Ага, светится. Буйным светом. Сервер у меня упал, чиню вот. Ну заходи, чего на пороге стоишь! - Упал?.. И интернета нет?! - Нету, ага. Пока не починюсь, не будет. - Слушай, а Лермонтов у тебя есть? - А то, блин! Полное собрание. Я его по ночам соплями поливаю, как юный поэт в период гона. - Ну у тебя же книжек до хрена! Ну поройся на полках, может, найдёшь Лермонтова-то! - Знаешь, чем отличается Хермандер от Гантмахера? - Неа, не знаю. - Вот поройся у меня на полках - узнаешь. - Ну ладно тебе, ну скажи, ну чем? - У одного хер спереди, а у другого сзади. - Иди в жопу! Я к тебе по делу пришла, а ты со своими херами! У меня ребёнок завтра сочинение сдать должен. - Про Мцыри? - Нет, блин, про Гантмахера! - А чего ребёнок до сих пор делал? - Врал, что ничего не задали. - А чего мы должны делать? Поднимать его в три часа ночи и драть? - Завтра выдерем. А сегодня надо сочинение написать. "Духовный мир Мцыри". - И чего у него за духовный мир? - А я помню, что ли?! - А я?! - Ну ты же статьи пишешь, неужели ты какое-то драное школьное сочинение не сочинишь?! -
Если я сочиню сочинение так же, как пишу статьи, то твоего ребёнка
завтра без справки из психдиспансера даже в интернат для малолетних
преступников не пустят. - Ну придумай что-нибудь! - Ладно. Давай вспоминать. Значит, этот Мцыри в Грузии был, да? - Ага. Он сбежал там откуда-то. - Из тюряги, кажется. - Может, и из тюряги. Или он там в плену был... - Ага. Точно, в плену. У наших, наверное. Лермонтов же на Кавказе воевал. - Да, точно. И по ходу Мцыри там льва замочил. - Гы-гы... Пасть ему порвал. Как Самсон писающему мальчику. - А потом ещё чего-то воткнул и там три раза провернул. - Чувак знал толк в извращениях. - А чем кончилось, не помнишь? - Ласты он склеил. Точно. Его, по-моему, лев покусал, а потом тоже ласты склеил. Все, короче, издохли. Типа невыразимый трагизм. - Блин, и откуда львы в Грузии?.. - Ну ты темнота! Это же приём такой, как его... гротеск! Не, не гротеск. Во, вспомнила. Аллегория. -
Не, аллегория - это когда автор хотел сказать одно, а сказал другое,
хотя и подразумевал третье, но поняли его только критики и все
по-разному. - Нет, это шизофазия. А аллегория - это когда не
персонажи, а клоуны какие-то. Стоп, нет, когда клоуны - это как раз
гротеск, а аллегория - это как если бы тебе гинеколог про тычинки и
пестики рассказывал. - А лев-то тут при чём? - Я тебе чего,
гинеколог? Пёс его знает, зачем он этого льва приплёл. О высоком,
наверное, хотел. А может, он из зоопарка сбежал. - Кто? Мцыри? - Может, и Мцыри. - А духовный мир у него какой был? - Ну, наверное, депрессивный такой. Он же помер. - Ага, и ещё из тюряги когти рвал. Поди, на баланде-то не повеселишься. - Не из тюряги, а из плена. Или ещё откуда-то... - Да, эту тему лучше не трогать. - Будем без подробностей писать. В конце концов, место заключения к духовному миру не относится. - А если училка докопается? -
Во! Вот с этого надо было начинать. Определимся с аудиторией. Давай
прикинем примерный психпортрет. Итак, что мы знаем о нашем читателе?
Пол, возраст, семейное положение. - Баба, 50, одинокая... - Так, значит, минус сленг, минус маргинал, минус буржуазность. Характер какой? -
Простой характер. Как у училки. На собраниях долго трепаться любит,
жалуется. Морали читает. Всякие истории из жизни рассказывает. - Ага, значит, экстраверт (плюс цитаты и ссылки), этик (слюней добавить), стрессоустойчива (минус эпатаж). Особые приметы? - Жопа как отсюда до той стенки. - Поменьше здорового физиологизма, побольше болячек. К детям как относится? - Орёт, но бывают и хуже. Когда не бесятся, даже хвалит иногда. Боженькой пугает. - Добавим религиозного мотива. И архетипичности погуще. Дураками-бездельниками обзывается? - И ещё циничными хамами. -
Так, значит, эмоций сопливых дольём, побольше искренних вводных,
категоричность на хрен. Наш формат - старательная вдумчивость и
чистосердечная наивность. - Ладно, приступим. Сначала будем писать вступление. Например, так: "Несомненно,
произведение Лермонтова «Мцыри» является идеальным образчиком русской
литературной традиции. Однако его глубокий философский или
психологический - пофиг - смысл резко выделяет его на фоне творений
современников"... - ... и чирей на жопу тому, кто скажет, что этот
смысл выделяет его в лучшую сторону. - Да, как-то стандартно слишком
получается. Читатель у нас и так-то кислый, а ещё эта скукотища
казённая. Во! Давай с цитаты начнём! Ты какую-нибудь цитату помнишь? - "Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны". В.И. Ленин. - Блин, ты совсем уже из ума выжила! - А чего? В наше время цитаты из классиков марксизма-ленинизма очень приветствовались. - Во! Кстати, наша училка философствовать любит. Ты что-нибудь из философов помнишь? - Какие на фиг философы?! Я эту муть на тройбан сдавала с пятой пересдачи. - Чёрт, и я не помню. В голову какая-то дурь лезет. Идолы площади. Фрэнсис Бэкон. -
Да ну его в баню. Пиши: «Мудрый средневековый философ Ф.Гантмахер
однажды заметил: "Свобода - ценнейший дар, что даётся нам Богом, и даже
Дьявол не способен отнять её у человека". - Блин! Ну прямо в точку!
Коротко, банально и училке богобоязненной прям как бальзам! Слушай, а
этот Гантмахер - это тот, у которого хер сзади, или другой какой? -
Откуда я знаю, где у него хер? Главное, что после этого училка сразу же
подумает, что у тебя очень начитанный ребёнок. Она-то точно не читала
философа Гантмахера. - А вдруг читала? - Совсем что ли отупела на ночь глядя? Я его только что из головы выдумала. - Ух ты, ну надо же! Даже я поверила! - Тоже мне, эка невидаль. Языком чесать каждый дурак может. Это тебе не теория матриц. - Гы-гы, везёт философам. А дальше что? -
Ну, надо как-то показать, что мы эту херомантию действительно читали, а
не гоним. Факты какие-нибудь помнишь или отрывки там всякие? - Блин, кроме «три раза провернул», ни хрена! -
Аналогично. Во! У меня идея! Пиши: "Так уж исторически сложилось, что
жанр школьного сочинения призван служить для проверки знаний и умения
ориентироваться в материале. Следуя правилам, я должен
продемонстрировать эти знания и умения путём цитирования и пересказа
произведения. Однако что-то мне подсказывает, что Лермонтов не одобрил
бы такого подхода к заданной теме. Он был искренним и свободомыслящим
человеком, лишённым страсти к казённой процедуре. Поэтому я возьму на
себя смелость немного отклониться от стандартной формы. Ведь речь идёт
не о сухих фактах, а о духовном мире человека". И восклицательный знак
там поставь. А Гантмахера эпиграфом вынесем. - Ух ты! Прям сопля
прошибает! Погнали наши немцев: "Что есть духовный мир человека?
Сводится ли он только к личным переживаниям, или этот мир представляет
собой нечто большее - отражение мира внешнего, культурную, общественную
традицию, усвоенную с детства, отпечаток своего времени? Отчасти это
так, но во все времена, видимо, есть люди, чья личность побеждает,
пусть и ценой собственной смерти, устоявшийся уклад. Таким человеком,
по-моему, был и Мцыри". - Зашибись! Прям хоть в учебник психиатрии
записывай. Резонёрство - первый сорт. А теперь надо по теме чуть-чуть
для виду: "Трагедия Мцыри не была в те времена явлением уникальным.
Люди во множестве гибли на Кавказе, и Лермонтов, который служил в тех
местах, остро чувствовал драматизм суровой борьбы за жизнь. В душе его
героя не было утончённости, присущей просвещённому городскому жителю.
Мцыри с полным правом можно назвать диким горцем. Однако сущность его
переживаний настолько понятна и архетипична...", не, «архетипична»
зачеркни, а то решит, что списал... что не может не отозваться в сердце
каждого человека. "Он страдал в заточении, мечтал о воле,
преодолевал страх и гнёт, наслаждался краткими минутами свободы и
надежды. Он принял осознанное решение, вырвался из плена и погиб в бою". - Ага, точно! И про льва ещё, про льва надо! Это же факт! - Да, правильно. «Битва Мцыри со львом»... Слушай, а это точно лев был? Может, тигр? - Хм... Ну, может, и тигр... Теперь уж я не уверена.... -
Зачеркни льва. "Битва Мцыри с диким зверем демонстрирует в
аллегорической форме общность двух сильных натур - мощную, не
приукрашенную цивилизацией тягу к жизни. Мцыри борется за свободу и
право находиться на Земле - и побеждает голодного представителя
природы. Так сила духа берёт верх над жаждой насыщения. Мцыри совершает
свой подвиг дважды: в первый раз - найдя в себе силы сбросить
ненавистные оковы плена; во второй - победив зверя не только в горах,
но и внутри себя". - Слушай, не, это не канает. Какая там нах
общность? Какой зверь внутри себя? Ну, сцепился он там с этим... ну,
львом, допустим. При чём тут дух-то? - Блин, можно подумать, ты в
школе критиков не читала! Вот откуда они всю эту хуйню берут,
по-твоему? Автор хотел сказать то, персонаж олицетворяет сё... Так же,
как и мы, поди, сидят да выдумывают. - Ну, они же хоть произведение изучали... - А ты чего, свечку держала? - Да, действительно... Хорошо, давай про зверя оставим. Уж больно складно получилось, жаль выкидывать. -
Давай тогда до кучи психологии дольём: "Основоположники психоанализа
полагали, что решение проблемы - в её осознании. Осознав неприемлемость
положения пленника и сделав решительный шаг, Мцыри, как ни странно это
звучит, приблизился к счастью. Он умер с чётким осознанием того, что
использовал главный шанс в своей жизни. Рискну предположить, что умирал
он более счастливым человеком, чем был до побега". - А эти основоположники и в самом деле так говорили? - Ну, не совсем так, конечно, но училка-то точно не разберёт. - Да, уж куда училке до психоанализа-то. Ей бы хоть на диету сесть. - Вот и я о чём! - Ладно, давай закругляться, а то этот вредонос утром переписать не успеет. -
Ага, давай. Надо ещё про плен написать побольше, как он страдал там. -
Плен... Бля! Вспомни, ржали ещё. Из школьных сочинений: «В монастыре
жили мцыри. Одна мцырь сбежала»! Не в плену он был, а в монастыре!
Точно! - Ну и память у тебя! Отлично. Замени там плен на монастырь. - Ага, готово. С цитатами только херово вышло. Маловато как-то. - А мы щас в заключение впендюрим. - Да мы ж не знаем ни хрена. - Слушай, а у вредоноса литература каким уроком? - Третьим. -
Ну и отлично! Значит так, пусть он оставит место в тетрадке, в школе у
кого-нибудь книжку перехватит и впендюрит туда любую цитату. А мы
сейчас комментарий придумаем, чтоб к любой подошёл. - Точно. Давай
так напишем: "По-моему, в этой цитате как нельзя лучше отражена
сущность происходящего. Лермонтов вообще с удивительной силой и
проникновенностью ощущал внутреннее, духовное настроение окружающего
мира: мира многогранного и цельного, включающего в себя и высокое, и
низкое; и яркое, и тусклое; и неумолимую жестокость обстоятельств, и
напряжение человеческого страдания". - Ну, после этих слов она просто
обязана на нём жениться! - Типун тебе на язык. - Угу. И цитату
поближе к началу передвинем, чтоб на виду была. Так, осталось
заключение написать и водой там разбавить до двух страниц. - Ага. Что-нибудь про актуальность, злободневность, хуё-моё... -
Ну да. И поромантичнее так. С моралью. По типу: "Думаю, каждый, читая
эту великую поэму, не раз задавался вопросом: "А что бы сделал я на
месте Мцыри?" Мне трудно дать однозначный ответ. Но мысль о
безысходности, которую просто нельзя принять, внушает печаль и глубокое
сочувствие к герою. Я считаю, что Лермонтов хотел приблизить духовный
мир Мцыри к миру каждого из нас, чтобы дать нам возможность
сопереживать и через сопереживание задуматься над вечной проблемой". - Класс! Белинский отдыхает! Всё, давай начисто переписывать. - Надо только по ходу всякие чересчур умные слова поубирать, предложения упростить и прочее. А то расколет. Шлёпанье босых пяток по коридору, скрип двери, сонный голос ребёнка: - Ой, а чего это вы тут делаете? Лихорадочно пряча под задницы черновики... хором: - Ты писать идёшь? Ну и иди себе, писай на здоровье и марш в кровать. Ничего мы не делаем. Курим мы тут. Просто курим. - А курить вредно! - Вот, умный ребёнок растёт, правильный. А вообще, нечего взрослых учить. Это непедагогично.
...
UPD. Только что позвонила соседка. Оценки объявили. Кто ставил на 5/5 - просьба зайти к своему букмекеру за выигрышем. Но
за что, за что пять-то?.. Вы не поверите, сограждане, вы просто не
поверите! За оригинальность и самостоятельность мышления!! Это же
просто возмутительно! Что, чёрт возьми, происходит?!... Куда смотрит
минздрав?!... Что курят учителя русской литературы???
© неизвестно
|